Рижский военный госпиталь – больница с богатой историей и туманным будущим

Немало рижан, ежедневно проезжающих по Брассовскому путепроводу, могут заметить рядом с небезызвестной тюрьмой большое двухэтажное здание с потускневшим жёлтым фасадом. Однако мало кто знает, что здесь два столетия назад расположился ныне заросший деревьями и практически всеми забытый Рижский военно-сухопутный госпиталь – памятник архитектуры эпохи классицизма и первое каменное здание за пределами Старой Риги в центральной части города.   
Военный госпиталь, основанный ещё при Петре Великом в далёком 1710-м году, является одним из немногих памятников позднего классицизма или ампира в Риге. До наших дней от некогда самой большой рижской больницы сохранились П- образный т.н. главный корпус госпиталя, парк первой половины 19-го века и ещё три больничных строения.
Мало что известно о точном расположении и внешнем виде госпиталя в 18-м веке. По всей видимости, это были деревянные строения барачного типа без каких либо удобств и особых архитектурных излишеств. Здания, вероятно, мало отвечали даже простейшим санитарным нормам, что было совершенно недопустимо для одного из западных форпостов Российской Империи, каковым в начале 19-го века являлась Рига. И дело тут вовсе не в «репрезентациионном» значении госпиталя.
 Политическая обстановка в Европе первого десятилетия 19-го века была крайне непростой – Александр I после поражений под Аустерлицем (в 1805 г.) и Фридляндом (в 1807 г.) был вынужден заключить с Наполеоном Тильзитский мир, что дало последнему право на фактическую оккупацию половины Европы. В то же время с 1808-го по 1809-й год Россия вела войну против Швеции, в ходе которой под протекторат России перешла Финляндия. Таким образом, балтийский регион фактически превратился в арену боевых действий, что не могло не отразиться на объектах Военного ведомства в Лифляндской губернии.
Старая Рига в начале 19-го века была окружена многократно модернизированной системой полевых укреплений - так называемыми Рижскими валами, в то же время подходы к городу и устье Даугавы охраняла система крепостей и шанцевых укреплений, в том числе Усть- Двинская крепость, Форт Кометы, Цитадель и Кобронский шанец. Таким образом, рижский гарнизон начала 19-го века состоял из несколько тысяч человек, которым, в случае весьма вероятной войны с Наполеоном, надо было иметь просторный и современный госпиталь в своём тылу.
Именно это послужило причиной строительства в 1809-10-м году новых зданий для Рижского военно-сухопутного госпиталя у границ Петербургского форштадта, практически на берегу тогда ещё чистого и глубокого рукава Даугавы – Красной Двины. Было возведено новое главное здание госпиталя, одновременно ставшее первым каменным зданием вблизи города. На форштадтах в то время могли строить только деревянные дома, которые, в случае войны, можно было сжечь, образовав вокруг Рижской крепости хорошо простреливаемую площадку (эспланаду). В то же время госпиталь расположился у самой границы форштадта, тем самым на него не распространялись данные правила. Это было весьма правильное решение, учитывая тот факт, что по ошибке рижского генерал-губернатора Эссена в 1812-м году поспешили сжечь все рижские предместья, однако до Военного госпиталя, по причине отдалённости последнего от центра города, огонь так и не добрался.
Новый каменный корпус госпиталя был построен в стиле недавно заявившего о себе в Риге т.н. Русского классицизма. Это было одно из первых зданий этого стиля в городе. Современный для своего времени госпиталь возвели по проекту известного Петербургского архитектора Фёдора Ивановича Демерцова (1762-1823 гг.).
 
Рижский Военно-сухопутный госпиталь, корпус Демерцова (1809-10 гг.)
 Рижский Военно-сухопутный госпиталь, корпус Демерцова (1809-10 гг.)
 

Как видно из чертежа, госпиталь представлял собой одноэтажное здание длинной более 200 метров, центральную часть которого акцентировал ризалит, обработанный рустом и увенчанный небольшим ступенчатым фронтоном. Госпиталь имел просторные палаты с печным отоплением и торцевое освещение коридоров, другими словами это было светлое и просторное здание, отвечавшее требованиям медицины начала 19-го века. По-видимому, корпус Демерцова простоял до 70-х годов 19-го столетия т.к. на картах конца 19-го века его уже нет. Располагался корпус параллельно улице Дунтес, примерно на том же месте, что и построенный в 2007 году, офис компании «MERKS».

Уже через 15 лет, в 20-е годы 19-го века госпиталю стало тесно и в этих помещениях, по этому было принято решение построить более современное и просторное больничное здание напротив корпуса Демерцова.
Проектирование нового здания проходило в Инженерном департаменте. Считается, что автором проекта был архитектор Александр Штауберт (реально его подпись была лишь на проекте госпитальной церкви, утверждённом 2 июня 1833 года, т.е., когда строительство госпиталя было практически закончено и начались работы по его внутренней отделке). Однако авторство этого архитектора может подтвердить тот факт, что именно Штауберт проектировал построенный в 1820-24 гг. Военный госпиталь Динабургской (Даугавпилсской) крепости. К тому же работы Штауберта отличаются простотой и лаконизмом форм, строгой симметрией и умеренным декором – под такое описание полностью подпадает и Рижский военный госпиталь. Работами по возведению огромного П- образного здания с протяженностью каждого из 3-х главных фасадов более 250-ти метров, руководил инженер Иоганн Эдуард де Витте.
Строительство госпиталя велось более 5-ти лет с 1829-го по 1835-й год. Чтобы представить истинные размеры здания, стоит отметить, что во внутреннем дворе двухэтажного госпиталя вполне может поместиться футбольное поле, а протяжённость его фасадов превышает километр. В своё время это было, пожалуй, самое большое здание в городе.
Военно-Сухопутный госпиталь можно отнести к позднему русскому классицизму, который, за некоторую «казённость» и лаконизм форм получил название «Николаевского классицизма» (в честь императора Николая I, политика которого считалась крайне реакционной). Классические каноны возведены были этим стилем в абсолют, по этому здания получались излишне симметричными и правильными, непременным атрибутом был классический колонный портик с треугольным или ступенчатым фронтоном.
Главное здание Рижского военного госпиталя состоит из трёх связанных между собой флигелей с отдельными входами из общего внутреннего двора. Здание было построено прямо напротив больничного корпуса Демерцова, тем самым образовался огромный внутренний двор в виде прямоугольника, в котором был разбит парк. Вместе здания госпиталя составили единый классический ансамбль, нарушенный вместе со сносом корпуса Демерцова. Центр поперечного корпуса со стороны внутреннего двора выделен небольшим ризалитом со ступенчатым фронтоном и небольшим портиком дорического ордера. Окна второго этажа в этом месте украшены сандриками, ажурные консоли которых выполнены из известняка. Здесь же находился и вход в госпитальную церковь Святой Троицы, пространственный объём которой был сильно выдвинут с противоположной – наружной стороны здания. Тем не менее, фасады внутреннего двора не являются главными в композиции, хотя именно здесь был парадный вход госпиталя и входы во флигели. Главный же фасад здания, по замыслу Штауберта, находится с внешней стороны здания и ранее выходил на окраины города. В центре главного фасада расположен сильно выдвинутый объём церкви, решенный в виде пилястрового портика Современного Ионического ордера (Jonique Moderne). Портик венчает зубчатый карниз и треугольный фронтон с изображением т.н. "божьего ока". В этом изображении не стоит усматривать "масонский след", похожее есть и на построенной 60-ю годами ранее Петропавловской церкви Рижской Цитадели. Окна второго этажа портика, равно как и выделенные в ризалит 3 окна с обеих его сторон, увенчаны сандриками, аналогичными расположенным на ризалите внутреннего двора. Первый этаж госпиталя стоит на высоком цоколе со сводчатыми подвалами и украшен рустом (имитацией кладки). 

Фасады нового корпуса Рижского военно-сухопутного госпиталя, чертёж 1836.г.

Фасады нового корпуса Рижского военно-сухопутного госпиталя, чертёж 1836.г.

Как указывалось выше, в портике располагалась госпитальная церковь в честь Св. Троицы. Вот описание церкви в перечне храмов Военного ведомства начала 20-го века: «Церковь Рижского военного госпиталя в честь Св. Троицы. Праздник госпиталя день Св. Троицы. Помещается в центре госпитального здания, расположенного на окраине Риги, прямо против главного подъезда. Устроена церковь в 1834 году инженерным ведомством, в два света, с 10-ю колоннами внутри, с богатыми орнаментами, великолепными хорами с трех сторон храма; с коридора второго этажа на хоры ведут двое дверей. Вмещает церковь до 400 человек. В стене госпиталя сооружена доска, на которой вырезано: "Государь Император Александр I при Высочайшем посещении больных в сем госпитале благоволил вкушать здесь от пищи оных".» К этому остаётся добавить, что великолепная церковь была перестроена в советское время (по всей вероятности в конце 80-х), по этому ныне утрачены ионические колонны, карнизы, алтарь и другие архитектурные детали. Хотя в энциклопедии «Рига», изданной в 1987-м году церковный зал всё ещё упоминается. Сейчас зал находится в запущенном состоянии и превращён в склад. 
 
Рижский военно сухопутный госпиталь вчера и сегодня

План рижского военного госпиталя (1836 г.). Синим выделена современная улица Дунтес, в красных кружках – сохранившиеся здания, под цифрой 1 – больничный корпус арх. Демерцова, 2 – главное здание госпиталя, 3-одно из флигелей

План рижского военного госпиталя (1836 г.). Синим выделена современная улица Дунтес, в красных кружках – сохранившиеся здания, под цифрой 1 – больничный корпус арх. Демерцова, 2 – главное здание госпиталя, 3-одно из флигелей  

Проект церкви Св. Троицы (А.Штауберт 1833 г.)

 Проект церкви Св. Троицы (А.Штауберт 1833 г.)  

 

Портик Госпиталя в начале 20-го века (виден не сохранившийся ажурный крест госпитальной церкви)

Портик Госпиталя в начале 20-го века (виден не сохранившийся ажурный крест госпитальной церкви)

Госпиталь в начале 60-х. Годов 20-го в.- территория, как видно, ещё не так запущена.

В наши дни в госпитале расположено несколько медучереждений в том числе небезызвестное наркологическое отделение. Некогда передовое расположение палат с индивидуальным печным отоплением, широкими коридорами с естественным торцовым освещением, частично изменено последующими перестройками. Если когда–то достоинством здания было то, что тут под одной крышей были связанны три флигеля ( что позволяло быстро перейти из одного больничного отделения в другое), то теперь флигели хоть и находятся под одной крышей, но за счёт внутренних перегородок являются изолированными друг от друга. О сегодняшнем состоянии здания можно судить по приведённым ниже снимкам автора 2007-го года:

 

Пилястровый портик Рижского Военного госпиталя (в нём и была церковь).

 

Классический фронтон.

 

 

 

 

 

 

 

Пилястр, сандрики и карниз -  состояние здания, можно оценить как критическое (прямо как у его собрата в Даугавпилсской крепости), необходима срочная реставрация или хотя бы ремонт. Властям, сами понимаете, на это дело "плевать с высокой горки". Пусть даже Госпиталь прекрасно подошёл бы для размещения части экспозиции и фондов Художественного музея и музея Зарубежного искусства, тем более что здание вполне презентабельное, если его привести в порядок! Просторные палаты с хорошим естественным освещением прекрасно подойдут для любого рода экспозиций а медучреждения можно перевести в более современную, ныне пустующую Больницу Красного креста в Гризинькалнсе.

 

       Правый флигель госпиталя - протяжённость фасада ок. 250-ти метров

Главный вход в госпиталь с небольшим портиком и фронтоном над ним.

Фронтон над центральным входом с датой основания госпиталя.

Раннее его украшал двуглавый орёл (т.н. масонский орёл с опущенными книзу крыльями) 
 

А теперь немного о интерьере:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Своды главной лестницы и коридор возле церковного зала - на полу - оригинальная каменная плитка 30-х годов 19-го века!

 

Оригинальные чугунные перила 30-х годов 19-го века.

Парадная лестница. Эти ступеньки видели немало раненых офицеров и солдат царской, латвийской и советской армий.

 

 Ещё один корпус госпиталя (вторая половина 19-го в.) заброшен вообще, а на фото справа по видимому самое старое деревянное здание госпиталя, отмеченное  ещё на плане 1811-го года.

 
Госпитальный парк и вековые липы.

Родной брат Рижского - Военный госпиталь Динабургской (Даугавпилсской) Крепости (А.Штауберт, 1820-24 гг.)

Максим Сегал
ноябрь 2007 года

При написании статьи использованы материалы книги Юрия Васильева „Классицизм в архитектуре Риги”.

Если Вам понравилась статья, можете подписаться на новости сайта RIGA CV