На старом Любекском мосту...

 
 
В сборнике сочинений Линарда Лайцена «Хо Тай» (1922) есть стихотворение «На большм Любекском мосту», которое осталось своеобразным реквиемом этой переправе через Даугаву:
 
«На большом Любекском мосту,
Где шаги пешеходов тянутся,
Туда и сюда проходящих,
Где ветер с дождём и снегами,
Меж деревянных распорок играет,-
На большом Любекском мосту,
Где машины блестяще мелькали,
Меж лошадок шагом идущих
Где с сеном повозки тянутся,
В огнях электронного света,-
На большом Любекском мосту,
Я мёрзну руки опустив в карманы...»
 
Любекский мост прожил в Риге целых семь лет и остался на многих фотографиях, картинах и в воспоминаниях старожилов города. Что же это было за сооружение?
К осени 1917 года были уничтожены все рижские переправы через Даугаву: железнодорожный мост взорван, а части понтонного моста ещё раньше были отправлены в Россию. Сапёры немецкой армии решили возвести новую переправу, дабы обеспечить снабжение фронта. Мост возвели на железных и деревянных сваях, закрепив их камнями. Для возведения нового деревянного моста были использованы уже готовые конструкции от какого-то другого немецкого моста, которые немецкая армия привезла с собой. Для возведения моста выбрали место бывшего понтонного моста – от улицы Грециниеку на правом берегу Даугавы до улицы Шонеру на Кливерсале. Мост возвели всего за два месяца – сентябрь и октябрь (по другим сведениям за семь месяцев). Новый мост назвали в честь немецкого города-побратима Риги – Любека.
Любекский мост был очень похож на туннель из деревянных конструкций.
 
 
Со стороны Старого города въезд на мост украшали красивые ворота. Со стороны левого берега въезд был попроще. Над въездом располагалась табличка с названием моста и памятные надписи на немецком. Фермы моста были возведены по системе Тауна.
 
 
Эта система возведения деревянных мостов была изобретена ещё в 1835 году в США. Фермы моста возведены с использованием большого числа балок, расположенных под углом друг к другу. Таким образом можно было использовать лёгкие деревянные доски вместо дорогих и тяжёлых балок. К тому же такие мосты могли возводить малообученные рабочие, ведь для строительства можно было использовать подготовленные материалы, которые складывались потом по принципу конструктора. Сейчас такие мосты не делают, ведь этот способ требует очень много работы. В средней части мост был разводной, чтобы пропускать корабли. Разводные элементы моста были закреплены цепями, длина моста была 540 метров. Ширина проезжей части 10,5 метров.
Мост возводили в спешке и допустили несколько ошибок, которые впоследствии сыграли роковую роль в судьбе моста. Из-за нехватки времени не были произведены необходимые гидротехнические исследования и по этому ледорубы – деревянные конструкции, обитые железом, располагавшиеся перед опорами моста, расположили под неправильным углом по отношению к течению реки.
 
 
 
Но пока судьба была благосклонна к мосту – его не разрушили ни отступавшие в конце 1918 года немцы, ни Красная армия Стучки. Лишь во время боёв с Бермонтом деревянные конструкции были повреждены – мост был взорван. В мирное время у Любекского моста было кольцо всех Прадаугавских трамваев. Сообщение с Пардаугавой осуществлялось только по железнодорожному мосту. С 1919 года рижская дума взимала плату за проезд по Любекскому мосту. Ежедневно таким образом собиралось до 400 рублей. Позднее плату отменили. Въезд на мост со стороны Старого города осуществлялся по деревянной рампе, расположенной перпендикулярно мосту, а со стороны Пардаугавы мост плавно перетекал в улицу. Мост был не очень надёжен и во время ледохода движение пешеходов и машин по мосту запрещалось. Роковым для Любекского моста оказался 1924 год.
 

 
 
Весной этого года между Икшкиле и Марьюшкой (сегодня Дарзини) образовался большой ледяной затор. Даугава в этом месте была мелкой, и лёд просто цеплялся за многочисленные пороги. 5 апреля сапёры латвийской армии заложили четыре мины и взорвали затор. Это ускорило движение льда, и вскоре на Ригу стал двигаться огромный водяной поток, за которым следовали большие куски льда. Движение льда началось практически по всей ширине Даугавы. Волна застигла четыре буксира – «Молния», «Цезарь», «Тримпус» и «Пиколс», которые кололи лёд между Любекским и железнодорожными мостами. Три пароходика успели проскочить в открытую часть Любекского моста и укрыться у берега, а вот «Молнию» волна пронесла прямо под Любекским мостом, снеся при этом трубу, каюту капитана и все надбортные постройки. Пароходик, считавшимся самым мощным буксиром рижского порта, затонул в Агенскалнском заливе. Спастись удалось только рулевому Легздиньшу, который сумел зацепиться за перила моста и успел добежать до берега. Он был последним пешеходом Любекского моста, ведь вскоре, вслед за «Молнией» в сторону моря поплыл и сам мост. Ледорубы уже не могли противостоять натиску ледяной стихии, сказалось их неправильное расположение. Лёд ломал их один за другим и словно чёрные гробы – как позже писала газета «Сегодня» – уносил их в сторону Рижского залива. Затем оторвался правобережный пролёт моста и через некоторое время уже вся средняя част моста плыла в сторону моря. На своём месте осталась лишь левобережная часть моста. Её спасла завеса Заячьего острова – ледоход был в этом месте не столь сильным. Всего ледоход смыл семь ферм Любекского моста протяжённостью около 320 метров, которые уплыли в Рижский залив. Одна из ферм была обнаружена у острова Рухну.
 

 
Конечно же, на следующий день все газеты сообщили о катастрофе моста. Жаль, что фотографий тогда в газеты ещё не размещали. Зато по счастливому стечению обстоятельств, рядом с местом событий оказался фотограф Янис Риекстс. Он то и оставил нам изображения уплывающего в историю Любекского моста.
Восстановление моста началось вскоре после катастрофы. Было принято решение не восстанавливать фермы, а заменить их понтонами, которые остались ещё от старого понтонного моста. Сам старый понтонный мост был эвакуирован, но при транспортировке несколько понтонов оторвалось и осталось в Эстонских водах. Их было решено доставить в Ригу. Работы несколько затянулись и были закончены лишь к Янову дню 1924 года. Вот, как это событие описывала газета «Сегодня» от 22 июня 1924 года: «Городские инженеры всё-таки исполнили своё обещание: сделали рижанам к Иванову дню подарок, открыв вчера (21.07.1924) сообщение по Любекскому мосту.
Терпеливая публика с 7 часов стояла у барьера, и в 11-м часу, с криком и шумом, бросилась по понтонам и по заново сделанному настилу старой части Любекского моста.
Впереди, конечно, понеслись велосипедисты. Их было семеро. За ними толпа, человек в 200, в возрасте от 7 до 17 лет. А дальше – редкие ряды более солидной публики и один единственный извозчик, на пролётке которого, украшенной зеленью, гордо восседали два весьма молодых человека...
Именинниками чувствуют себя «творцы моста», инженеры И.М. Кочугов и М.Д. Кривошапкин. Овациями чествуют их рабочие. И есть за что – произведя хозяйственным путём большую часть работ, город сэкономил более миллиона. Вся постройка обошлась в 6 750 000 рублей».
7 ноября мост был окончательно отремонтирован и движение по нему разрешили и машинам, но только для автомобилей не тяжелее 3,5 тонн. Унесённые ледоходом части были заменены понтонами. В таком виде мост просуществовал до 1931 года, когда на его месте появился новый понтонный мост, сделанный в Лиепае. Последние остатки Любекского моста- сваи и фрагменты рампы - были убраны в 1939-1940-х годах в рамках благоустройства набережной и русла Даугавы.
Мост уплыл, его следы потерялись в истории, но недавно образ старого моста вновь был воссоздан. Для съёмок фильма «Стражи Риги» в небольшом посёлке, недалеко от Тукумса, был возведён настоящий киногородок с улицами и бутафорскими домиками. Среди построек городка есть и часть Любекского моста с аркой и пролётом с решётчатыми фермами.
 

 

Кирилл Соклаков 

 

 

 

  Если Вам понравилась статья, можете подписаться на новости:

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *