Русские гимназии на Николаевской улице

Во второй половине XIX века в Российской империи сложилась одна из самых прогрессивных систем образования в мире. Важнейшее место ней занимали гимназии, которые являлись высшей ступенью общеобразовательной школы. Они выпускникам давали знания, достаточные для продолжения учебы в российских университетах, других вузах, а также готовили педагогов для начальных школ.

Согласно типовому Уставу, принятому в 1864 году, «по различию предметов, содейству-ющих общему образованию, и различию целей гимназического обучения гимназии разд-еляются на классические и реальные» ( последние позже преобразовали в училища). Учебный курс классических гимназий предусматривал преподавание таких предметов: Закон Божий; русский язык с церковно-славянским и словесность; латинский и греческий; математика; физика; космография; история; география; немецкий и французский языки; чистописание, черчение и рисование. Гимнастика и пение являлись факультативами - для желающих. В реальных гимназиях языки изучали в меньшей степени, больший упор де-лался на естественные науки. По желанию родителей, за отдельную плату, воспитанники могли брать уроки музыки и танцев. Наряду с собственно гимназиями, существовали прогимназии, в которых осваивали первые четыре класса образования. Закон Божий стоял в начале учебного плана отнюдь не потому, что большинство подданных Российской им-перии были православными. Воспитанников гимназий, исповедовавших другую веру, не только не принуждали к штудированию православного катехизиса, но они могли свободно постигать основы своей религии. В дореволюционной педагогической традиции изучение естественнонаучных и гуманитарных дисциплин не противопоставляли другим составля-ющим русской культуры – религиозным, духовным и нравственным ценностям. Поэтому и образование строилось по принципу «религия и наука», а не «наука против религии».

Обучение в гимназии длилось семь или восемь лет, в зависимости от успехов учащихся. Сюда принимали детей в возрасте от 8 до 10 лет. Для подготовки к поступлению сущес-твовали подготовительные отделения. В 1-й класс гимназии и прогимназии принимались дети, «умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы, из арифметики - сложение, вычитание и таблицу умножения». В собственном уставе каждого из них был параграф, в котором прописывалась форма одежды воспитанников. В каждом классе полагалось не более 40 учеников. Юноши и девушки учились раздельно. Те, кто успешно окончили курс классической гимназии, могли «поступать в студенты университетов».

Типовой устав гласил, что «в гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания». В большинстве своем гимназии, в отличие отлицеев, не были сословными учебными заведениями. Обучение было платным. По решению пед-совета, от оплаты освобождались «заслуживающие того по своему поведению и прилежанию дети совершенно недостаточных родителей». Но, число таких воспитанников не могло превышать 10 процентов. Малообеспеченным детям, отличившимся в учебе и gоведении, давалась ежегодная стипендия. Руководил гимназией директор, утверждаемый на должность министром просвещения. Вторым лицом был инспектор – помощник дирек-тора по учебной и воспитательной части. В штате работали учителя, воспитатели, препо-даватели Закона Божия, письмоводитель и врач. При гимназиях действовали попечитель-ский, педагогический, воспитательный и хозяйственный советы. Эти учебные заведения строились и содержались, как за счет государственной казны, так и местных органов само-управления.

В Риге, одном из крупнейших экономических центров империи, существовала большая потребность в образованных кадрах. Во второй половине XIX века для размещения школ различного типа в столице губернии построили более 20 новых зданий. Среди них – Ло-моносовская женская и Александровская мужская гимназии, Городское и Петровское реальные училища, ряд других. Несколько этих учебных заведений находились на Николаевской улице. В 1891 году здесь, на пересечении с Пушкинским бульваром ( ныне Кронвальда), по проекту архитектора Рижского учебного округа А.Кизельбаша была построена Никола--евская гимназия.

ул. Николаевская 1c.

В трехэтажном кирпичном здании находились классы и актовый зал, флигель был отведен для нужд работников гимназии. Для украшения фасада использовали скульптурные изображения, маскароны, орнаменты. В 1919 году этот дом(№ 1 с) передали Государстве-нному техникуму. Он находится в бывших помещениях гимназии и поныне.

ул. Николаевская 2.

Неподалеку (Николаевская, 2) было сооружено здание женского учи-лища. Оно построено в 1881-1884 годах архитектором Р.Шмелингом (1840-1917) в стиле эклектизма. Наружные стены отделали глазированными кирпичами, фасад богато укра-сили, в ниши установили скульптурные группы. Они были созданы известным рижским ваятелем А.Фольцем. Сейчас в здании находятся 17-я средняя школа. Напротив здания же-нского училища находилось еще одно учебное заведение .

 ул. Николаевская 1.

Оно построено в 1876 году главным архитектором Риги Иоганном Фелско (1813-1902). С 1879 года здесь располагалось реальное училище. В начале прошлого столетия в этих стенах учились такие известные рижане, как Фридрих Цандер и Сергей Эйзенштейн. Теперь в здании размещается 2-я средняя школа.

 Стоит отметить высокое качество обучения в рижских гимназиях и реальных училищах конца XIX- начала XX века. В утвержденном в 1874 году уставе городской гимназии было прописано, что она должна «дать поступающим молодым людям основу для дальнейшего научного образования». Обучение в вышеперечисленных гимназиях велось на русском языке. Летом для воспитанников устраивались экскурсии, причем не только поЛифляндии и Курляндии, но и поездки в Москву, Санкт-Петербург. Учащиеся Александровской гим-назии имели свой кинотеатр.

В независимой Латвии часть гимназий сохранила преподавание на русском языке, но пос-ле переворота Улманиса из всех рижских русских гимназий сохранилась только одна. Ос-тальные здания передали латышским школам и вузам. В советское время дети имели воз-можность получать среднее образование на родном языке, и в зданиях гимназий на быв-шей Николаевской улице были открыты, как русские, так и латышские школы. В период Второй республики, в ходе так называемой «реформы русских школ», образование в cтар-ших классах частично перевели на латышский язык. Места для русских школ в помещени-ях бывших гимназий больше не нашлось.
 
А.Гурин
Источники:
1. Центр документации ГИОПК. № 16689.
2. Krastiņš J. Eklektisms Rīgas arhitektūrā. R. 1988.322. lpp.
3. Veldre L. Skolas plāns // Rīgas 1. ģimnāzija: R. krāj. Toronto.1984.86 lpp.
4. Гольд К. Краткая летопись Рижской городской гимназии 1211-1911.
Р. 1911. С.54.
5. Отчет о состоянии Александровской гимназии за 1912/1913 уч. год. Р. 1914.
 
  

  Если Вам понравилась статья, можете подписаться на новости:

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *