Прощание с родиной, или Встреча славянки
На фото: Автовокзал на ул.13 января
Что происходило далее, остается догадываться, поскольку информация из официальных источников, доступных обычному горожанину на тот момент, очень и очень скудна и носит явный пропагандистский характер, описывая происходящее в ярких и радужных тонах. Большинство наблюдали ситуацию собственными глазами, выйдя на улицу, или черпали информацию из газет, которые, ввиду всё тех же событий, отчасти перестали быть объективными, поскольку подчинялись наскоро изданному закону о содействии советским войскам и делали, как мне кажется, все возможное для более мирного и бескровного протекания перемены власти. Показателен тот факт, что ни в одной крупной газете ни в «Сегодня», ни в «Jaunākās Ziņas» невозможно найти подробных описаний происходящего в эти дни на улицах города. Все умалчивается. Из следующих слов станет немного понятным, почему. Вот, например, «Сообщение полпредства СССР» от 19 июня («Сегодня», 19 июня): «Во вчерашних газетах была помещена заметка под заглавием «Меры для поддержания порядка при вступлении советских войск в Ригу». В этой заметке, между прочим, сообщалось, что поведение публики произвело чрезвычайно нежелательное впечатление на сов.войска, руководство которых якобы обратилось к латвийским учреждениям с просьбой воспрепятствовать нарушению продвижения войск. Полпредство СССР заявляет, что с подобного рода просьбами советское командование к латвийским учреждениям не обращалось, и что это сообщение ни в какой мере не соответствует действительности. Население не препятствовало продвижению войск, и советское командование совершенно удовлетворено радушной встречей и приветствием населения». Надо добавить, что все издания в этот момент находятся под контролем советского командования, не пропускающего ничего «лишнего».
На фото: Демонстранты у префектуры
Остается неясным, кто же все-таки прав, говоря об обстановке в городе. Для большей убедительности озвучим еще одно свидетельство очевидца (Янис Гринвалдс, 17 июня): «Красная армия входит в Ригу. Мимо вокзала на улицу Марияс едет машина Ульманиса. Её провожают удивление и свист. Льётся кровь у префектуры. Раненых рабочие увозят. Около 22 часов рядом с кинотеатром Splendid Palace мне в грудь тычет револьвером капрал батальона генерального штаба. Не даёт идти на улицу Свободы. «Силой заставим подчиниться!». Зовёт двух вооружённых солдат батальона генерального штаба, приказывает показать паспорт и идти домой». От себя добавлю, в источнике указывается, что автор этих воспоминаний в середине 1930-х сидел в тюрьме за политические воззрения, протестовал против режима Ульманиса.
На фото: Танк на бульваре Аспазияс
Немного по порядку. 18 июня. Вторник. Посол Великобритании К.Орд направляет в Лондон шифротелеграмму за №286: «Вчера вечером в Риге имели место серьезные беспорядки, когда население, значительная часть которого встречала советские войска приветственными возгласами и цветами, вступило в столкновение с полицией. Сегодня утром все спокойно». Однако спокойс твие, как увидим, продолжалось недолго. Днем в столице состоялись новые антиправительственные демонстрации, столкновения с войсками и полицией. Президент объявляет страну на осадном положении. Вечером того же дня в Ригу прибывает советский эмиссар А.Вышинский. На вокзале, по поручению президента К.Ульманиса, его встречают адъютант президента полковник М.Лукин и министр иностранных дел В.Мунтерс. Вместе с ним прибыли чины советского полпредства в полном составе во главе с полпредом В.К.Деревянским. В тот же день Вышинский делает визит президенту государства. Полпред прибыл в Ригу с заданием Москвы сформировать новое латвийское правительство.
Полицейская хроника. Из донесений начальника управления политической полиции рижского района Я.Винтерса о событиях 17-19 июня:
18 июня. 8 час. 30 мин. на предприятии А/О «Латвияс кокс» в Вецмилгрависе, по адресу Мелдру 3, работник Ансис Кадикис, прожив. по адресу ул.Эммас 26, призвал рабочих прекратить работы и, в соответствии с призывом Центрального комитета, отправиться в Ригу, поскольку остальные рабочие уже согласились на это шествие. В подстрекательстве приняли участие Янис Мелналкснис, жив. на ул. Стабу 19, и Александр Паеманис, жив. в Мангальской волости, в случае неповиновения они пригрозили протестующим репрессиями. Заведующий лесопилки Гайкис приказал зачинщикам не мешать работать, те в свою очередь напали на администрацию и не позволили сообщить в полицию о случившемся. В итоге этой акции работу прекратили примерно 400 рабочих. Против виновных начато следствие, задержаны Александр Арвидс и Владимир Паемани. Янис Мелналкснис находится в бегах и уклоняется от ареста. Рабочие вечерней смены в полном числе приступили к работам. На других крупных предприятиях (Вайрогс, ВЭФ, Эренпрейс, Фэлдхун, завод Кузнецова, Квадрат, цементная фабрика Шмита, Ильгюцемская стекольная фабрика, Неофеникс, фабрика Суперфосфата, Рижская мануфактура, Югльская мануфактура, Ригас Аудуми, Латвияс коквилна и др.) никаких помех в работе не констатировано и рабочие в полном числе вышли на работу.
19 июня. На фабрике «Темпо», на которой, между прочим, задействованы 14 евреев, прекращены все работы, потому как 18 числа мастер не явился на работу, вследствие чего работы были приостановлены. Сегодня утром предприятие продолжило работу.
Из телеграммы полпреда В.К.Деревянского от 18 июня: «... Мною и нашим командованием предъявлено латвийским властям требование о выводе их артиллерийских частей из Риги, которые были ими выведены из лагерей после вступления наших войск, якобы для поддержания порядка. Появлений айзсаргов в форме почти не было. … Все предприятия и учреждения, в том числе банк, телефон и телеграф, функционируют нормально. Вчера вечером нами была разрешена работа радиофона с условием, что программа передач впредь будет согласовываться с нами и что нелояльных по отношению к СССР и Красной Армии сообщений к передаче допущено не будет. Сегодня с утра разрешили возобновить нормальную работу порта. Потребовали издания специального распоряжения, запрещающего принимать совзнаки в обмен на местную валюту и при отпуске товаров в магазинах, что было немедленно выполнено. Потребовали создания специального органа по снабжению наших частей всем необходимым, который и учрежден во главе с генералом Гартманисом. При исполнении своих обязанностей находятся пока президент и министры».
21 июня. Пятница. Из шифротелеграммы №301 посла Великобритании К.Орда от 21 июня 1940 г.: «Братание между населением и советскими войсками достигло значительных размеров».
На фото: Состав нового правительства
На этот раз информации в официальных источниках оказывается больше. Газета «Сегодня» от 22 июня помещает на полстраницы репортаж о прошедшей демонстрации. Статья под названием «Вчерашняя демонстрация дружбы с Советским Союзом» ярко, подробно и в дружественном тоне рассказывает о событии. Вкратце перескажу основные моменты: С утра рабочие фабрик стали направляться в сторону Центральной тюрьмы, чтобы встретить политических заключенных, освобожденных на основании закона об амнистии. Были освобождены 153 заключенных и около 100 лиц, содержавшихся в охранном заключении на основании закона о поддержании порядка и безопасности. Шествие растянулось на значительную длину. В толпе было много красных флагов и плакатов с лозунгами, в которых подчеркивалась дружба с СССР. В числе прочих лозунгов были и такие, в которых требовали легализовать коммунистическую партию. Шествие от Центральной тюрьмы направилось по ул.Матиса, свернуло на ул.Бривибас, оттуда на ул.Элизабетес и ул.Антонияс, где подошло к зданию советского Полпредства. На балконе их встретил А.И.Вышинский и полпред В.К.Деревянский вместе с чинами. Чиновники произнесли краткие речи. Вышинский закончил свою речь фразой на латышском языке: «Да здравствует свободная Латвия». Отсюда шествие направилось к зданию министерства иностранных дел. Здесь участников демонстрации приветствовал А.Кирхенштейн, который также обратился к народу с речью.
22 июня. Суббота. В одной из телеграмм от 22 июня 1940 г. Вышинский жалуется, что новые министры Латвии не обеспечены надежными помощниками, что он занимается подбором кадров, и просит «прислать из Москвы 10-15 человек для расстановки по разным министерствам в помощь министрам». Сегодня в Либаве рабочими занята редакция газеты «Kurzemes vārds», вместо нее выпускается газета «Komunists».
В телеграмме Молотову А.Я.Вышинский и В.К.Деревянский от 22 июня просят указаний из Москвы по некоторым вопросам, например: о легализации социал-демократической партии и буржуазно-демократических партий, вопрос о легализации компартии и помощи ей в восстановлении и работе; о порядке выборов местных органов самоуправления и прочее, о пересмотре избирательного закона в сторону его большей демократизации; целесообразно ли слияние коммунистической и социал-демократической партий, что особенно форсируют социал-демократы. По всем этим поводам полпреды ждут указаний из Москвы.
23 июня. Воскресенье. Из письма полпреда В.К.Деревянского от 3 июля: «Сегодня состоялась еще одна демонстрация. Поводом для нее послужили похороны убитого 17 июня Пауля Криша. С раннего утра со всего города стекались колонны трудящихся с красными знаменами. Впереди шли дети в красных галстуках. Заметно было также участие в демонстрации большого количества солдат Латвийской Армии. Всего в демонстрации участвовало около 70 000 человек».
25 июня. Вторник. Сегодня в газетах напечатано постановление и инструкция по сдаче оружия. Организация айзсаргов и ее участники, а также все граждане должны в трехдневный срок после вступления в силу решения сдать всякого рода оружие, за исключением охотничьих ружей и малокалиберных винтовок. В некоторых случаях разрешается оставлять оружие музейного или мемориального значения. Распоряжение не касается служебных лиц, оружие которых указано в удостоверениях. За невыполнение постановления виновные наказываются тюремным наказанием до 1 года и денежным штрафом до 5 000 латов или обоими наказаниями вместе. Такое же наказание грозит за сознательную порчу оружия.
Вовсю идет активная замена кадров на ключевых постах. Произошли кадровые изменения в радиофоне. Зав.отделом информации и пропаганды А.Клавсон освобожден от должности, вместо него назначен Я.Леман. Назначен новый директор департамента печати и общества. Кабинет министров освободил М.Янсона по собственному ходатайству от обязанностей директора департамента печати и обществ и назначил на его место Я.Ниедру. Тут же последовало заявление нового директора печати и обществ: «Работа впредь будет реорганизована таким образом, чтобы принцип демократизма соблюдался во всех областях жизни печати и обществ. Это будет достигнуто путем переработки и отмены ограничений, которые господствовали в отношении печати и обществ. Первым делом будет отменена концессионная система, и периодические издания будут регистрироваться в министерстве в явочном порядке. Ожидается новое распоряжение о перерегистрации. Во-вторых, будут следить, чтобы в печати не было своеволия и извращенных фактов, что создает неправильное представление о настроении народа и, таким образом, может повредить отношениям с советскими войсками. Далее будут следить и за тем, чтобы печать была чиста от слухов, чтобы она служила Латвии, всему народу, его интересам и нуждам».
27 июня. Четверг. Снова кадровые изменения. Назначены новый префект города Риги и старший помощник префекта. Префект – А.Сердант, и его помощник – Я.Кустонис. Кабинет министров освободил от занимаемой должности директора латвийского телеграфного агентства Р.Берзиньша. Временно исполняющий обязанности – К.Розе.

28 июня. Пятница. На вчерашнем заседании кабинета министров принято решение об увеличении заработной платы рабочим и служащим. Оклады повышаются на 15-20%%. Однако решение касается лишь тех, чья заработная плата не превышает 1 лата в час. Добавки рассчитываются с 21 июня. Для тех, кто не успел, продлен срок сдачи оружия на один день, до 28 июня включительно.
Продолжение следует.
На фото: Президент К.Ульманис
Речь президента К.Ульманиса по радиофону от 17 июня, 22 ч. 15 мин.
«Граждане и гражданки! События последних 24-х часов взволновали все умы, и я поэтому считаю своим долгом, как я это всегда делал в важные моменты, вам всем сказать, что правительство в этот момент думает и делает.
В нашу страну с сегодняшнего утра вступают советские войска. Это происходит с ведома и согласия правительства, что в свою очередь вытекает из существующих дружественных отношений между Латвией и Советским союзом. Поэтому я желаю, чтобы жители нашей страны относились к вступающим воинским частям с дружбой. В то же время вам следует знать, что движение войск должно протекать без помех и этому вы можете содействовать, ограничивая чрезмерное любопытство и воздерживаясь от нарушения порядка.
Сегодня утром вы также слышали сообщение, что правительство в полном составе заявило мне о своей отставке и что поручил министрам оставаться на своих местах до составления нового правительства. Первая задача для всех нас в прежнем единодушии и в готовность к труду оставаться на своих местах и продолжать служить тому делу, которое для нас высоко и свято: интересам Латвии и нашего народа.
Неизбежно, что переживаемые события вносят известную взволнованность и перебои в ход нашей прежней спокойной жизни. Однако, это – проходящие явления, с которыми мы через несколько дней справимся. В этот момент я вас призываю: докажите мыслями, действиями и поведением силу народной души, которую вырастили годы расцвета обновленной Латвии. Тогда я буду уверен, что все, что теперь происходит и дальше произойдет, пойдет на пользу нашему государству и народа и наших хороших и дружественных отношений с нашим великим восточным соседом – Советским Союзом.
Это – самая главная наша общая задача, которая стоит выше всех повседневных мелочей, и посвятим ей в эти дни свои лучшие желания и свои лучшие стремления. Этот момент, однако, требует также разрешения многих новых практических задач и притом спешного разрешения. И в данный момент я говорю во время перерыва заседания правительства, на котором мы обсуждаем неотложные текущие вопросы. Я уверен, что вы поймете распоряжения, которые правительство дало и дает, хотя они в том или ином случае будут строгими или даже суровыми. Выполняйте их сознательно, ибо они не имеют другой цели, как ваш собственный мир и благополучие. Пусть всеми нами руководит сознание долга и упорство в работе.
Мое сердце с вами, и я чувствую, что в ваши сердца отвечают мне дружеским откликом. Будем так идти вперед и выполнять свою работу. Я остаюсь на своем месте, вы – оставайтесь на своих».
Использованная литература
· 1941 год: В 2-х т. Т.1/Сост. Решин Л.Е. и др.; Т93 Под ред. Наумова В.П. –М.: Междунар. фонд "Демократия", 1998. - 832 с.- («Россия. XX век. Документы» / Под ред. акад. А.Н.Яковлева)
· Государственный архив Латвии. Политика оккупационных властей в Латвии 1939-1991. Сборник документов. –Рига: Nordic, 1999.
· Даугмалис В. Как Советский Союз захватил Латвию /краткое изложение событий так называемого вхождения Латвии в состав СССР/. –Рига: 1979, 14 с.
· Министерство иностранных дел СССР. Полпреды сообщают. Сборник документов об отношениях СССР с Латвией, Литвой и Эстонией август 1939 г.- август 1940 г. –М.: Международные отношения, 1990, 544 с.
· Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1939-1941. –М.: Высшая школа, 1992.
· Grīnvalds D. Kā es redzēju tās lietas. –Rīga: Preses Nams, 2002, 344 lpp. /Jeļenas Budancevas kr.val. tulkojums/
Периодические издания
· Сегодня, Рига, 1940, июнь.
· Русская газета, Рига, 1940, июнь-июль
· Jaunākās ziņas, Rīga, 1940, jūnijs-jūlijs
· Kurzemes Vārds, Liepāja, 1940, jūnijs
· Latvijas Kareivis, Rīga, 1940, jūnijs
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Праздник песни и танца в г. Даугавпилс
Не имея возможности обратиться к автору статьи на прямую, задаю вопрос: Было ли радиообращение К. Ульманиса к участникам и публике Праздника песни и танца 16. июня 1940.г. ?
Корректна ли фраза: "Что же заставило главу государства столь быстро забыть о празднествах?"
"16.jūnijā. Pulksten 19.45 Kociņš ieradās pie Molotova otro reizi un nodeva Muntera atbildi uz Kremļa ultimātu. Tajā bija teikts, ka Latvijas valdība arvien godīgi pildījusi un arī turpmāk pildīs 5.oktobra paktu. Tā gatava nodrošināt PSRS karaspēka ielaišanu, bet, lai tā norisinātos kārtīgi, viņa lūdz steidzami paziņot, pa kādu maršrutu un apm. kādā skaitliskā sastāvā grib ienākt vismaz pirmās sarkanarmijas daļas. Latvijas valdība lūdz atlikt karaspēka ievešanu vismaz līdz 17.jūnijam, lai naktī varētu atgriezties mājās aptuveni 100 tūkstošu Latgales dziesmu svētku dalībnieku."
"16. jūnijā Ulmanis pēdējo reizi varēja runāt brīvi. Daugavpilī bija Dziesmu svētki. Viņš gribēja turp lidot ar lidmašīnu, bet īsi pirms tam piezvanīja sūtnis Kociņš no Maskavas un nolasīja PSRS ultimātu. Ulmanis atcēla lidojumu un uzrunāja dziedātājus pa radio. Tā bija vienīgā reize, kad viņš vēl varēja runāt atklāti."
Читал, что поезд для отправки из г. Даугавпилс, был подан.
Обращение
Обращение было. Президент выступил с радиоречью из Замка. Деталей о развитии событий на границе он не сообщал. О том, что предъявлен ультиматум, он уже знал ночью, потому как посол Латвии об этом узнал в 1 час 10 минут. Думаю, он сразу же информировал Ригу, и не ждал чего-то еще... Официально ультиматум послу был вручен в 14 часов 16 июня.
Забыть о празднествах, он, конечно, не забыл, но, по-моему, настало не то время, чтобы думать о празднике. О том, что о нем не забывали, говорит тот факт, что Мунтерс пытался с его помощью отсрочить вхождение войск, но безуспешно.